Возрастные особенности органов чувств - Timbro.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Возрастные особенности органов чувств

Возрастные особенности органов чувств

Одними из элементов периферической части нервной системы являются органы чувств, или сенсорная система (от лат. Sensus — восприятие, ощущение). В общем виде сенсорная система обеспечивает восприятие, передачу и переработку информации о явлениях окружающей среды, а также информации о состоянии и работе внутренних органов. Наиболее полно физиологию сенсорной системы в свое время изучил И. П. Павлов, который назвал его учение об анализаторах. Каждый анализатор, по учению И. П. Павлова, состоит из трех неразрывно связанных отделов:

* Рецептора или периферического воспринимающей аппарата, воспринимающего раздражение и превращает его в нервный процесс возбуждения;

* Проводника возбуждения или центростремительного нервного волокна которое передает возбуждение в спинной и головной мозг;

* Нервного центра или участка коры головного мозга, в которой происходит анализ возбуждения и возникают ощущения. Периферический отдел кожного анализатора представляют органы чувств с заложенными в них рецепторами.

По месту расположения все рецепторы делятся на три группы:

* Экстерорецепторы (от лат. Exter — внешний, receptor — то, что воспринимает) или органы внешнего чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир и получает информацию о нем. К таким рецепторов относятся, например, чувствительные клетки сетчатки глаза, уши, рецепторы кожи, органов обоняния, вкуса и др..

* Интерорецепторы (от лат. Interior-внутренний), которые являются чувствительными образованиями, воспринимающие изменения внутренней среды организма. Интерорецепторы расположены в тканях различных внутренних органов (сердца, печени, почек, кровеносных сосудов и др.). И постоянно контролируют состояние внутренних органов и ход процессов, в них происходят. В результате поступления импульсов от рецепторов внутренних органов происходит саморегуляция дыхания, артериального давления, деятельности сердца и др..

* Проприорецепторы (от лат. Proprius — собственный, особый), которые являются чувствительными образованиями, сигнализирующих о положении и движении тела. Такие рецепторы содержатся в мышцах, суставах, фасциях и воспринимают сокращение или растяжение мышц или сухожилий. У человека есть следующие органы чувств: зрения, слуха, ощущения положения тела в пространстве, вкуса, обоняния, мышечно-суставного чувства и кожаной чувствительности.

По характеру взаимодействия с раздражителем рецепторы условно делятся на контактные и дистантные; по виду (происхождению) раздражителя, воспринимается рецепторами, они делятся на механорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы и др..

Контактные рецепторы способны воспринимать информацию о свойствах предметов и явлений только при непосредственном контакте (соприкосновении) с факторами среды. Такими рецепторами являются хеморецепторы языка, осязательные рецепторы кожи и др..

Дистантные рецепторы способны воспринимать информацию на расстоянии, например, волновую энергию света, звука; кванты тепловой энергии солнца или нагретых предметов и так далее. К дистантных рецепторов следует отнести рецепторы зрения, слуха, давления, температуры и др.. Некоторые дистантные рецепторы (например, терморецепторы) способны воспринимать информацию как по расстоянию, так и при непосредственном контакте с раздражителем.

Механорецепторы настроены трансформировать механическую энергию в биоэлектрическую энергию нервного возбуждения (например, рецепторы осязания); хеморецепторы способны воспринимать химическую структуру раздражителей (например, рецепторы обоняния, вкуса); фоторецепторы способны воспринимать световые волны разной длины (например, рецепторы органа зрения); фонорецепторы настроены воспринимать звуковые волны разной длины и частоты (например, рецепторы органа слуха); терморецепторы способны воспринимать кванты тепловой энергии (например, холодовые и тепловые рецепторы кожи); барорецепторы способны воспринимать изменения давления.

По природе происхождения раздражители, делятся на механические, химические, температурные, световые, звуковые и биологические. Кроме того, по своей активности в отношении рецепторов все раздражители делятся на адекватные и неадекватные.

Адекватными раздражителями считаются такие, которые специфичны для определенного рецептора и в которых этот рецептор специально приспособился в процессе фило-и онтогенеза. При действии адекватных раздражителей возникают ощущения, характерные для определенного органа чувств (глаз воспринимает только световые волны, но не воспринимает запахи, звук и т.д.). Большинство рецепторов отличаются очень высокой возбудимостью относительно адекватных раздражений (например, глаз способен темной ночью при полной прозрачности воздуха увидеть огонек свечи на расстоянии 25-27 км, а в условиях чистого воздуха высокогорья — на расстоянии до 40 км!).

Кроме адекватных, существуют неадекватные раздражители, действие которых проявляется лишь при значительной силе и приводит только примитивные ощущения, присущие определенному анализатору. Например, от сильного удара головой могут возникнуть ощущение звона в ушах или молний в глазах. В зависимости от отношения к адекватным и неадекватным раздражителям рецепторы могут быть мономодальные (чувствительными к одному фактору) полимодальных (чувствительными ко многим видам раздражителей).

Возбудимость рецепторов зависит как от состояния конкретного анализатора, так и от общего состояния организма.

Номинальная сила действия адекватного раздражителя, способная вызвать возбуждение соответствующего рецептора, называется порогом чувствительности, а наименьшая разница в силе двух раздражителей одного вида, что может восприниматься органами чувств как отдельные, называется порогом различения (По закону Вебера-Фехнера этот порог составляет 1 / 30 и 1 / 40 часть от силы действующего предварительного раздражения). Таким образом, сила раздражителя может быть зверхпороговою, пороговым и подпороговой. Большинство импульсов от рецепторов организма (особенно от рецепторов внутренних органов), достигая коры большого мозга, не вызывают существенного возбуждения соответствующих нервных центров, так как они ниже порога чувствительности и называются субсенсорного (подпороговое). И. М. Сеченов называл такие раздражения «темным чутьем».

Рецепторы способны привыкать к действию раздражителя. Это свойство называют адаптацией (от лат. Adaptio — приспособление). В результате адаптации может уменьшаться или увеличиваться чувствительность рецепторов. Наибольшая скорость адаптации свойственна рецепторам соприкосновения кожи, наименьшая — рецепторам мышц и вестибулярным рецепторам. Медленнее адаптируются рецепторы кровеносных сосудов и легких, обеспечивающих постоянную саморегуляцию артериального давления и дыхания. Адаптация обусловлена, прежде всего, процессами вторичного торможения в корковых отделах анализаторов (как ответ на длительное воздействие однотипных раздражений), а также процессами, происходящими в самих рецепторах (исчерпание медиаторов, накопление продуктов распада и др.).. Примером адаптации может быть отсутствие существенных ощущений от комфортной одежды, привыкание к запахам комнаты и др..

Рецепторам присуща и такое свойство, как инерционность, то есть способность к сохранению определенного ощущения в течение некоторого времени после прекращения действия раздражителя. Этот феномен можно объяснить проявлением такого свойства ЦНС, как «последействие». Например, при изменении на экране неподвижных кадров с частотой 18-24 в секунду возникает иллюзия непрерывного движения событий, которые как раз и обусловлено инерцией восприятия ощущения от одного кадра кинофильма к появлению другого.

Рецепторы способны также к тренировкам, за счет чего может значительно повышаться их чувствительность и они начинают более досконально реагировать на раздражители. Известно немало фактов, когда ощущения человека к определенным раздражителям как бы обостряются: например, чувствительные пальцы пианиста, зоркий глаз охотника, тонкий слух музыканта и др..

Проводниковый отдел сенсорных систем чаще всего состоит из трех чувствительных, (центростремительных или афферентных) нейронов: первый расположен за пределами ЦНС (в межпозвонковых спинномозговых узлах и узлах черепно-мозговых нервов); второй нейрон находится в продолговатом или среднем мозге, а третий-в ядрах таламуса , гипоталамуса, или ретикулярной формации. На всех этих уровнях информация перерабатывается и переводится в удобную форму для быстрого первичного анализа на предмет ограничения избыточной информации и выделение существенных признаков раздражителя. Указанное достигается за счет ограничения пропускной способности афферентных каналов, подавление или исправление информации о менее существенные явления. Далее сигналы от рецепторов кодируются, т.е. подлежат преобразованию в информацию, понятную для всех нервных клеток. Так как при возбуждении любого рецептора всегда возникают стандартные потенциалы действия, то различить их можно только по частоте. Таким образом, специфичность отдельных раздражений кодируется в виде групп или залпов импульсов возбуждения, которые отличаются количеством импульсов, частотой, длительностью и интервалами между ними. Получается, что «языком» мозга есть частотный код, а механизм преобразования информации заключается в переводе ее из одной частотной характеристики на другую, т.е. в изменении кода (перекодировке).

В центральном отделе анализатора биоэлектрические импульсы от рецепторов вызывают возбуждение нейронов соответствующих нервных центров и отражаются в сознании, в виде ощущения и чувства. На основе ощущения могут возникать сложные субъективные образы (восприятия, представления), а также формируются соответствующие внешние реакции организма в виде нервных импульсов передаются дальше в моторные зоны коры и, по нисходящим проводящим путям условных и безусловных рефлексов, направляются с помощью моторных (центробежных или эфферентных) нервных волокон в исполнительные органы. Самые высокие нервные центры всех рецепторов расположены в коре головного мозга и образуют так называемое центральное представительство тех или иных рецептивных зон организма. Например, высокие центры зрения локализованы на медиальной поверхности обоих полушарий затылочных областей коры головного мозга; центры слуха-в височных участках обоих полушарий коры головного мозга. Самые высокие сомато-сенсорные зоны от многих экстеро-, интеро-и проприорецепторов тела организма расположены по заду от центральной (роландова) борозды обоих полушарий коры головного мозга (И-а сомато-сенсорная зона), и под центральной бороздой и распространяются на верхний край сильвиевой борозды (II-я сомато-сенсорная зона). Важно отметить, что отдельные рецептивные зоны частей тела человека (ног, туловища, лица, рук, пальцев рук и т.д.) имеют в области сомато-сенсорных зон определенную локализацию, при этом рецепторы мимических мышц лица (как элементов языка и выражения эмоций ) и рук и пальцев (как органов труда) занимают большую часть области этих чувствительных зон. Общая карта тела для каждого полушария представлена ​​в виде «гомункулюса» (рис. 8).

Читайте также:  Резкий запах мочи причины

У детей после рождения и в первые годы жизни органы чувств еще несовершенны и находятся в процессе развития. Самыми первыми развиваются органы вкуса и обоняния, а затем органы осязания, зрения, слуха и так далее. Для лучшего развития и совершенствования различных качеств чувств у детей большое значение имеет правильно поставленное их формирование и дальнейшее тренировки. Ниже рассмотрены строение и функции основных сенсорных систем организма человека.

2. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы

Слуховая сенсорная система, имеет важнейшее значение в речевой деятельности и представляется как ухо. Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая. Долька ушной раковины (мочка) имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых двух лет жизни ребенка и после 10 лет. В длину она растет быстрее, чем в ширину. У ребенка одного года длина наружного слухового прохода около 20 мм, у ребенка пяти лет – 22 мм. Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека.

Уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Слова дети слышат много хуже, чем звуковые тоны, и в этом отношении сильно отличаются от взрослых. Окончательное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха, которая достигает максимума к 14-19 годам и после 20 лет уменьшается. С возрастом также изменяются пороги слышимости, и падает верхняя частота, воспринимаемых звуков. Функциональное состояние слухового анализатора зависит от многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шума, резкое колебание температуры и давления снижают чувствительность органов слуха. Кроме того, сильные звуки вызывают перенапряжение нервной системы, способствуют развитию нервных и сердечнососудистых заболеваний. Необходимо помнить о том, что порог болевых ощущений для человека составляет 120-130 дБ, но даже шум в 90 дБ может вызывать у человека болевые ощущения (шум промышленного города днем составляет около 80 дБ).

Во избежание неблагоприятного воздействия шума необходимо соблюдать определенные гигиенические требования. Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию. Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека. Специфическое действие проявляется в нарушении слуха, неспецифическое – в отклонениях со стороны центральной нервной системы, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечнососудистой системы и пищеварительного тракта. У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету, нарастает частота срывов дифференцировки. Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБ (шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице) чтобы снизилась острота слуха. При часовой работе в условиях воздействия шума в 96 дБ наблюдается еще более резкое нарушение корковой динамики. Ухудшается работоспособность и снижается производительность труда. Труд в условиях воздействия шума в 120 дБ через 4-5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся неврастеническими проявлениями.

Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы, нарушается тонус сосудов и ЧСС, возрастает или понижается артериальное давление. При стаже работы в 5-6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в невриты слухового нерва. Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Более значительными оказываются повышение порога слуховой чувствительности, снижение работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ на 81-100% больше времени, чем до действия шума, а снижение внимания достигало 16%. Снижение уровней шума и его неблагоприятного воздействия на учащихся достигается проведением ряда мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных. Например, участок учебных заведений ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то звукоизоляция снижается на 5-7 дБ. Большое значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в здании учебного заведения. Мастерские, гимнастические залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке. Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

ТЕМА: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Вопросы

1.Структурная организация органов чувств.

2.Возрастные особенности зрительной системы у детей и подростков.

3. Возрастные особенности слуховога аппарата.

8.1. Особенности зрительной системы
у детей и подростков

Ввзрастные особенности зрительной системы изучены достаточно хорЬшрЬ-В пр^КЦёссе постнатального развития органы зрения человека претерпёйёют значительные морфофункцирнальные перестройки. На­пример, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3 г, к 20 годам эти цифры соответственно увеличиваются до 23 мм и 8 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорож­денных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки форми­руется только к 10-12 годам.

Процесс развития и совершенствования зрительного анализатора, как и других органов чувств, идет от периферии к центру. Миелинизация зри­тельных нервных путей заканчивается уже к 3-4 месяцам постнатального онтогенеза, причем развитие сенсорных и моторных функций зрения идет синхронно. В первые дни после рождения движения глаз независимы друг от друга. Механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет (образно говоря, «механизм точной настройки»), формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зритель­ных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим – несколько позже.

Аккомодация у детей выражена в большей степени, чем у взрос­лых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается и соответст­венно падает аккомодация. Интересно, что у дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозор­кость.В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость -у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется, и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фак­тором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения: чтение лежа, выполнение уроков в плохо освещенной комнате, увеличение нагрузки на глаза и др.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ре­бенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, а колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноцен­ное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако на данной возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Важное значение для формирования этой спо­собности имеет тренировка. Усиленные упражнения ускоряют развитие цветоощущений.

Интересно также отметить, что быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее – синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. Реакцию на форму предмета можно отметить уже у 5-месячного ребенка. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет. С возрастом повышается также острота зрения и улучшается стереоскопическое зрение.

Таблица 8

Острота зрения у детей разного возраста

ВозрастОстрота зрения в условных единицах
1 неделя0,004-0,002
1 месяц0,008-0,003
3 месяца0,05-0,1
6 месяцев0,1-0,3
1 год0,3-0,6
2 года0,4-0,7
3 года0,6-1,0
4 года0,7-1,0
5 лет0,8-1,0
7 лет0,9-1,0
8-15 лет0,9-1,0
Читайте также:  Влияние на человека микроволнового излучения

Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-29 годам своего оптимального уровня. У 6-летних девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у до­школьников, и не зависит от пола ребенка, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков ли­нейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Поле зрения особенно интенсивно развивается в дошкольном воз­расте, и к 7 годам оно составляет приблизительно 80% от размеров поля зрения взрослого. В развитии поля зрения наблюдаются половые осо­бенности. В 6 лет поле зрения у мальчиков больше, чем у девочек, в 7-8 лет наблюдается обратное соотношение. В последующие годы размеры поля зрения уравниваются, ас 13-14 лет его размеры у девочек становится больше. Указанные возрастные и половые особенности раз­вития поля зрения должны учитываться при организации дифференци­рованного индивидуального обучения детей и подростков. Как мы уже указывали выше, поле зрения определяет объем учебной информации, воспринимаемой ребенком, т.е. пропускную способность зрительного анализатора и, следовательно, учебные возможности учащихся. В про­цессе онтогенеза пропускная способность зрительного анализатора так­же изменяется. До 12-13 лет существенных различий между мальчиками и девочками не наблюдается, а с 12—13 лет у девочек пропускная спо­собность зрительного анализатора становится выше, и это различие со­храняется в последующие годы. Интересно, что уже к 10-11 годам этот показатель приближается к уровню взрослого человека, который в нор­ме составляет 2-4 бит/с.

Таблица 9

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 275 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Т е м а 9: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Орган слуха. Костный лабиринт, барабанное кольцо, слуховые косточки к моменту рождения имеют окончательные размеры.

Наружное ухо. Ушная раковина у новорожденных округлой формы, высота ее – 34 мм, к 1 году – около 48 мм, в 3 года-53 мм, в 14-15 лет – около 70 мм. Наружный слуховой проход в первые дни заполнен околоплодными водами. Хрящевая часть его относительно длинная, костная – короткая и представлена только барабанным кольцом. Барабанная перепонка лежит почти горизонтально, высота ее 9 мм (у взрослых – 9,22 мм), ширина – 8 мм (у взрослых – 8,5 мм).

Среднее ухо. Барабанная полость у новорожденных заполнена студенистой зародышевой тканью, которая в течение первых недель жизни превращается в густую жидкость и выделяется через слуховую трубу в глотку. Величина костных стенок барабанной полости почти такая же, как у взрослых, однако из-за толстого подслизистого слоя полость значительно меньше. Сосцевидный отросток у новорожденных не развит, формирование его завершается только к 12 годам.

Слуховая трубка короткая (19-20 мм) и широкая, просвет ее с возрастом уменьшается. Отверстие трубы в носоглотке расположено ниже, чем у взрослых – на уровне или ниже заднего края твердого неба (у взрослых – на уровне среднего носового хода).

Внутреннее ухо новорожденных таких же размеров, как и у взрослых. Костный лабиринт тонкий, частично хрящевой.

Орган зрения. Глазницы у новорожденных неглубокие, широкие, глазничные щели также широкие. С возрастом, в связи с развитием носовой полости, глазницы конвергируют в задних отделах и дивергируют – в передних. Глазное яблоко имеет округлую форму, относительно велико: продольный его размер около 17,3 мм, поперечный – 16,7 мм (у взрослых соответственно – 24,3 и 23,3). Вес обоих глаз по отношению к весу тела у новорожденных составляет 0,2% (у взрослых – 0,02%).

Оболочки глазного яблока. Соединительнотканный слой стромы склеры тонкий, через него просвечивает пигмент сосудистой оболочки, В связи () чем цвет белка у новорожденных голубой. Роговица выпуклая, преломляющая способность ее в грудном возрасте – 45 диоптрий, в первый период детства 43 диоптрии (у взрослых – 42 диоптрии). Радужная оболочка имеет мало пигмента, поэтому глаза новорожденного серые или голубые. Постоянная окраска появляется к 2 годам. Зрачок у новорожденных узкий, диафрагмирование незначительно. Ресничное тело бедно соединительной тканью, отростки его тонкие, мышца развита хорошо, но аккомодация хрусталика слабая (недостаточно развит нервный аппарат). Способность к аккомодации полностью развивается к 10 годам. В сетчатой оболочке пигментных клеток мало. Диск зрительного нерва широкий, почти без углубления. Дифференцировка в области желтого пятна идет в течение первых 6 месяцев жизни, в связи с чем нарастает и острота зрения.

Хрусталик новорожденных круглый, мало эластичный, плотного ядра не имеет. Его капсула и ресничный поясок (циннова связка) тонкие.

Передняя камера у новорожденных имеет глубину 1,5 мм, в 3 года – 2,5 мм, в 6-7 лет – около 5 мм.

Вспомогательный аппарат глаза. Наружные мышцы глазного яблока у новорожденных отличаются слабо выраженными сухожильными частями и недостаточно функционируют. Лучше других функционирует верхняя прямая мышца глаза. Она защищает роговицу подъемом вверх глазного яблока, так как в связи со слабым развитием круговой мышцы глаза, ребенок нередко спит с неплотно сомкнутыми веками. Координация движений глазных яблок появляется спустя 2 месяца после рождения.

Слезный аппарат к моменту рождения недоразвит, особенно слезная железа, и в течение первого месяца слеза не выделяется (ребенок «плачет» без слез). Слезоотделение в полной мере появляется после 4-5 месяцев жизни. В грудном возрасте и в периоде раннего детства слезное озеро остается открытым при плаче, слезы «ручьями» текут из глаз.

Хрящи век новорожденных развиты хорошо. Высота верхнего века составляет половину высоты века взрослого, к 5 годам она приобретает окончательные размеры. Длина век 18-19 мм (у взрослых – около 28 мм). У новорожденных часто наблюдается третье веко. Ресницы тонкие, их значительно больше, чем у взрослых. Железы хряща век (мейбомиевы) сравнительно хорошо развиты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10329 – | 7634 – или читать все.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

О Р Г А Н З Р Е Н И Я

Орган зрения состоит из глаза и его вспомогательных органов, находящихся в полости глазницы. У новорожденных и детей глаз полностью развит, с небольшими отклонениями от глаза взрослого, придаточные органы глаза и глазницы еще не полностью развиты.

У новорожденных, из-за мелкой глазницы и относительно большого глазного яблока, глаз выпуклый. Это особенно заметно вследствие недоразвития скуловых и носовых костей. Ввиду малого пространства в глазнице глазное яблоко расположено поверхностно и латерально, тогда как у взрослого глубже

и спереди кверху. У новорожденного расстояние до верхней стенки глазницы составляет 1 мм, у взрослого 5 мм, а до нижней – 10 мм. Полость глазницы наполнена соединительной и жировой тканью, имеющей латерально толщину 2 мм, а медиально – 3 мм (у взрослого – 4 и 7 мм). Глазное яблоко относительно велико и имеет сферическую форму, вес его составляет 2,3 г, объем 3,250 см. куб. (у взрослого в среднем 7,448 см. куб.), переднезадний размер соответствует 17,5 мм (у взрослого примерно 24 мм), а поперечный – 16,7 мм (у взрослого 23,8 мм).

До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40%, к 5 годам – на 70% первоначального объема, а к 12-14 годам достигает величины глазного яблока взрослого. Вес обоих глаз по отношению к весу тела составляет у новорожденного

0,24%, у взрослого 0,02%.

Из оболочек глаза склера не представляет отличий от оболочек взрослого. Роговица пропорционально толще, чем у взрослого. Ее диаметр составляет

10,4 мм (у взрослого 11,5-12 мм), а радиус изгиба – 6,65 мм (у взрослого 7,8

мм). В первые 3 месяца жизни она растет быстрее, а к концу первого года имеет диаметр и радиус изгиба как у взрослого. Сосудистая оболочка (chorioidea) не

представляет никаких особенностей. Перихориоидальное пространство незначительное. Ресничное тело развито слабо, бедно соединительной тканью. Рес-

ничная мышца образована, ее рост и дифференцировка осуществляются довольно быстро. Ресничные отростки тонкие, а ресничные складки только слабо обозначены. Радужка узкая и тонкая, очень подвижная, выпуклая кпереди, пигмента в ней мало, откуда и ее серый или темно-голубой цвет. К 6 месяца начи-

нает появляться пигмент. Мышца, суживающая зрачок, хорошо развита, в противоположность мышце, расширяющей зрачок, развитой не полностью. Зрачок

имеет диаметр 2,5 мм (у взрослого около 4 мм), достигая самых больших размеров в 6-летнем возрасте. В 40-50 лет зрачок немного суживается. Сетчатка

имеет небольшие отличия, ее слепая часть узкая, зубчатый край имеет меньшие фестоны. Сосочек зрительного нерва находится пропорционально на том же расстоянии от центральной ямки, как и у взрослого. Зрительный нерв короткий и тонкий (диаметр 0,8 мм), образует угол при входе в зрительный канал. У взрослого этот угол сглаживается при изменении направления канала, вызванном изменением размеров глазницы. Желтое пятно образовано не полностью. Слои сетчатой оболочки дифференцированы и хорошо развиты, за исключением внутреннего, со сплетениями. Размер передней камеры 2,3-2,7 мм (у взрослого 3,7 мм), угол между радужной и роговой оболочками острый. Сила рефракции хрусталика больше чем у взрослого. Внутри него еще не существует плотного ядра, а хрусталиковые волокна имеют величину и расположение как у взрослого. Хрусталик у детей обладает большой упругостью. С возрастом упругость пропадает из-за формирования плотного ядра. Особенно быстро растет хрусталик в течение 1-го года жизни, в дальнейшем темпы роста его снижаются. Ресничный поясок (циннова связка) очень тонкая, с множеством волокон.

Читайте также:  Микроцефалия головного мозга

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГЛАЗА

Мышцы глазного яблока хорошо развиты, но их начало в глазу варьирует. Отличаются мышцы слабым развитием сухожильной части. Поэтому движения глаз осуществляются сразу после рождения, однако координация этих дви-

жений наступает, начиная со 2-го месяца жизни ребенка.

Тенонова капсула очень тонка, влагалище глазного яблока у новорожденного и у детей грудного возраста тонкое, ретробульбарная клетчатка

обильна. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы

Глазная щель сравнительно узка и окаймлена снизу горизонтальной складкой кожи, идущей от медиального угла глаза почти параллельно краю нижнего века. Латеральный угол глаза острый, медиальный закруглен. В дальнейшем глазная щель быстро увеличивается. У детей до 14-15 лет она широкая, поэтому глаз кажется большим, чем у взрослого человека.

Веки развиты, длина их равняется 18-19 мм. Высота верхнего века составляет половину высоты верхнего века взрослого, но к 5 годам достигает окончательной величины. Свободный край их, толщиной 1,5-2 мм, снабжен 2-3 рядами ресниц, на верхнем веке их около 150, на нижнем – до 70, что значительно больше, чем у взрослого. Часто у новорожденного наблюдается третье веко, исчезающее впоследствии. Хрящ века гладкий в своих верхних двух тре-

тях. Длина хрящевых пластинок век достигает 25-30 мм, а ширина в верхнем веке – 7-10 мм, в нижнем – 4-5 мм, толщина – 0,5-0,7 мм. Мейбомиевы желе –

зы сравнительно хорошо развиты . Ресницы тонкие.

Слезная железа не достигает полного развития, мала по объему, не содержит лимфоидной ткани, выводные протоки узкие, прямолинейные, дольчатость ее хорошо выражена. Около 5% детей рождается с закрытым отверстием костной части слезно-носового канала. Функция слезоотделения появляется на 2-м месяце жизни ребенка.

АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ГЛАЗА: Сложное развитие глазного яблока приводит к появлению врожденных дефектов.

Частым дефектом является формирование неправильной кривизны роговицы и хрусталика – астигматизм , в результате чего изображение искажается и

проецируется в виде не точки, а линии.

Из-за неправильного формирования глазного яблока может быть вро-

жденная близорукость – миопия (длинный глаз) или дальнозоркость – ги – перметропия (короткий глаз), не коррегирующиеся преломляющимися среда-

ми глазного яблока и требующие ношения соответствующих очков.

При врожденном помутнении хрусталика возникает препятствие прохождению светового пучка – врожденная катаракта .

Недоразвитие венозного синуса склеры (шлеммов канал) или пространств радужно-роговичного угла (фонтановы пространства) вызывают врожденную

глаукому , обусловленную повышением внутриглазного давления, что приводит к атрофии светочувствительных и нервных элементов сетчатки.

Из других аномалий глазного яблока встречаются щель в радужке ( ко – лобома ), что чаще бывает в переднемедиальном ее сегменте, и остатки ветвей артерии стекловидного тела (a. hyaloidea), мешающие прохождению света в стекловидном теле.

О Р Г А Н С Л У Х А И Р А В Н О В Е С И Я

Орган слуха характеризуется тем, что капсула лабиринта, барабанное кольцо и слуховые косточки имеют к рождению окончательную величину, в то время как толщина покровной кости соответствует этапу развития височной кости, т.е. очень тонкая. Капсула лабиринта поэтому выступает над пирамидой височной кости и может быть легко отделена от тонкой покровной кости.

Н АР УЖ НО Е УХ О

Наружное ухо у новорожденного отличается в большой степени от на-

ружного уха взрослого по форме, размерам, расположению и строению. Ушная раковина относительно меньше и не имеет выраженных извилин и бугорков.

Она уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая ее кожа тонкая. Долька ушной раковины (мочка) имеет небольшие размеры. Характерным является соотношение между высотой и шириной, которые почти одинаковы (34:24). По сравнению с размерами лица она кажется очень большой. На первом году жизни ушная раковина быстро растет в высоту, достигая 48-49 мм, в 3 года – 53 мм. Затем наступает период медленного роста до 10 лет, когда высота составляет 56,3 мм. Только к 12 годам она достигает формы и величины ушной раковины

взрослого человека. После 50-60 лет наступает омелотворение ее хряща. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий и длинный (около

15 мм), круто изогнут, имеет сужение на границе расширенных медиального и латерального его отделов. Стенки наружного слухового прохода хрящевые, за исключением барабанного кольца. Выстилающая наружный проход кожа тонкая, нежная. У ребенка 1 года его длина около 20 мм, у ребенка 5 лет – 22 мм.

Величина барабанной перепонки у новорожденного и взрослого практически одинакова. Ее высота равна 9 мм, ширина, как у взрослого, – 8 мм. Наклонена барабанная перепонка у новорожденных сильнее. Барабанная перепонка расположена под углом 180 градусов к верхней стенке, а у взрослого – под углом 140 градусов.

СР ЕД НЕ Е У ХО

Среднее ухо имеет величину стенок и содержимое почти такие же, как у взрослого. К рождению барабанная полость заполнена жидкостью и клетка-

ми соединительной ткани, ее просвет мал из-за толстой слизистой оболочки. После рождения, с началом дыхания, жидкость из барабанной полости через слуховую трубу поступает в глотку и проглатывается. У детей 2-3 лет верхняя стенка барабанной полости тонкая, имеет широкую каменисто-чешуйчатую щель, заполненную волокнистой соединительной тканью с многочисленными

кровеносными сосудами. При воспалении барабанной полости возможно проникновение инфекции по кровеносным сосудам в полость черепа. Слуховые

косточки , хотя и содержат хрящевые точки, соответствуют размерам взрослого человека. Слуховая труба короткая и широкая (17-21 мм). Хрящевая часть лег-

ко растягивается, поэтому при воспалении носоглотки у детей инфекция легко проникает в барабанную полость. Длина слуховой трубы у ребенка 1 года равна 20 мм, 2 лет – 30 мм, 5 лет – 35 мм, у взрослого человека – 35-38 мм.

В НУ Т Р ЕН НЕ Е У ХО

Внутреннее ухо к рождению имеет величину как у взрослого. Отличия минимальны и относятся к степени окостенения. Перепончатый лабиринт

имеет эндолимфатический канал и эндолимфатический мешочек в форме гладкой трубки. Характерные эпителиальные складки появляются позже. Перилимфатический проток более широкий. Просвет собирательного протока у новоро-

жденного открытый, у взрослого он облитерируется. Канал улитки развит полностью и функционирует. Костный лабиринт развит слабо. В хрящевой капсу-

ле, окружающей перепончатый лабиринт, ядра окостенения слившиеся. Преддверие более широкое и объемистое, выступы полукружных каналов выражены, особенно латерального, образующего большой угол с передним (верхним) каналом, вертикальным и почти свободным. Купол улитки более широкий и расположен более краниально. Внутренний слуховой проход очень сплющен и широк.

АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ: Встречается полное отсутствие ушной ракови-

ны и наружного слухового прохода, малая или большая их величина (уродства), что связано, как правило, с недоразвитием нижней челюсти ( микрогнатия ) или даже ее отсутствием ( агнатия ) . Частой аномалией являются добавочные зави-

ток и козелок. Нарушения развития рецепторного аппарата (спирального органа), недоразвитие слуховых косточек, препятствующих их движению, ведут к врожденной глухоте. Возможно недоразвитие внутреннего уха с атрофией слухового нерва.

О Р Г А Н О Б О Н Я Н И Я

Орган обоняния у новорожденного имеет такие же структурные образования, что и у взрослого, однако степень его развития зависит от развития как костей полости носа (См. стр. 26), так и носовой полости в целом (См. стр. 107). Обонятельная область в полости носа также находится в области верхней носовой раковины и задневерхней части перегородки носа. В силу недоразвития носовых раковин, несформированности носовых ходов обонятельная функция у новорожденных снижена. Слизистая обонятельной области имеет плоский эпителий и обонятельные железы, быстро развивающиеся в первые 7 месяцев и образующие к 2 годам большие скопления. Пигментированные элементы этой области появляются на 6 – 7-м году жизни.

Ссылка на основную публикацию