Массаж при дизартрии - Timbro.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Массаж при дизартрии

Массаж при дизартрии у детей

Существует две разновидности дизартрии: повышенный или пониженный мышечный тонус. Технику массажа нужно выбирать исходя из вида заболевания у ребенка.

Подготовка к массажу

Правила проведения массажа языка при дизартрии у детей:

  • Следите за температурой в помещении, где будет проводиться процедура. Температура должна быть комфортной, никаких сквозняков;
  • Тщательно вымойте руки с мылом перед проведением сеанса. Обработайте антисептиком. Уберите украшения с пальцев, отстригите ногти. Важно не повредить слизистую малыша;
  • Проводите массирование языка через 3 часа после приема пищи малышом. Почистите маленькому пациенту зубы, попросите прополоскать рот. Избавьтесь от крошек, остатков пищи в ротовой полости;
  • Движения выполняйте от кончика языка, углубляясь в ротовую полость;
  • Установите специальный шпатель, ограничивающий движение языка в сторону неба, иначе у «пациента» начнется рвотный рефлекс, процедура станет невозможна;
  • Попросите малыша максимально расслабить шею, челюсть. Можно помассировать плечи, шею перед началом массажа для большего расслабления и доверия ребенка к вам;
  • Процедура лечения языка проводится через марлевую или тканевую салфетку. Наденьте напалечник на палец;
  • Начинайте сеансы массажа с 5 минут, постепенно увеличивая время процедуры. Курсы массажа при дизартрии длятся в среднем 20 дней в зависимости от степени заболевания;
  • При гипертонусе мышц для большего эффекта от процедуры ребенок может подержать во рту настой из трав;
  • Положите ребенку под шею валик или подушку.

Массажа лица

Наденьте на руки специальную варежку, предварительно продезинфицировав руки антисептиком. Температура в комнате комфортная, форточки закрыты, чтобы не было сквозняка. Легко погладьте лицо ребенка. Круговыми движениями начните массаж лба ребенка. От центра лба продвигайтесь к височной зоне, движения максимально нежные, легкие, без лишних надавливаний, следите за комфортом, расслабленностью ребенка.

Массаж лица проводится от центра к волосам, подбородку, шее. Уделите максимальное внимание щекам, губам.

Губы нежно разомните поглаживающими движениями. Прогладьте щеки от центра к губам и к ушам. Погладьте уши. Повторяйте каждое движение от 2 до 5 раз. В начале сеансов массажей лица проделывайте каждое движение быстро, к концу курса увеличивайте интенсивность, длительность сеансов. Посмотрите видео выполнения массажа лица при дизартрии у детей. Соблюдайте инструкции лечащего врача, назначающего лечение самостоятельно или под присмотром специалиста.

Массаж языка

Для уменьшения гипертонуса мышц языка проводите массаж языка при дизартрии у детей. Эта процедура очень важна, ведь детям с дизартрией трудно удерживать язык вне полости рта.

  • Начните с постукиваний пальцем над верхней губой справа налево, затем наоборот. Простучите область нижней губы по такому же принципу;
  • Спускаясь от носа к верхней губе «прохлопайте» эта часть, затем погладьте подушечками пальцев это место;
  • Положите указательные пальцы на уголки губ, с помощью надавливающих движений сведите углы губ в трубочку, разведите обратно. Повторите 5 раз;
  • Толкайте к носу верхнюю губу подушечкой указательного пальца;
  • Указательный палец заведите за щеку малыша, проведите круговые движения двигаясь вдоль щеки. Касайтесь пальцами внутри и снаружи щеки друг друга, создавая легкое давление;
  • Поднимайте и опускайте язык, «припечатайте» его к небу.

Массаж помощью зонда

Перед самостоятельным проведением массажа приобретите специальное устройство, чтобы делать зондовый массаж от дизартрии у детей. Устройство называется зондом. Может быть пластмассовым или металлическим. Формы зонда разнообразные: от шарика до улитки, от топорика до грибка.

Выбирайте, предварительно посоветовавшись с лечащим логопедом. Зондовый массаж языка эффективен при дизартрии у детей. Перед покупкой обязательна консультация со специалистом.

  • Проведите шариковым зондом по языку вдоль мышц 10 раз;
  • Возьмите пластмассовый зонд, проведите по массажным точкам на языке, продвигайтесь от корня языка к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Прогладьте поперечные мышцы языка от корня к кончику. Повторите 6-8 раз;
  • Нащупайте пальцем или зондом под языком «ямочки», сделайте точечные повороты против часовой стрелки. Не продолжайте массаж точек более 12 секунд. Повторите 3 раза;
  • Легкими надаливающими движениями погладьте язык от корня к кончику. Повторите процедуру несколько раз. Прогладьте язык по бокам, по середине, со всех сторон;
  • Проведите массаж языка с помощью марли, выше описано, как правильно делать эту процедуру;
  • Посмотрите видео с правильным выполнением поглаживаний, растираний, вибраций языка детей.

Рекомендации

Перед началом сеансов лечебных массажей от дизартрии проконсультируйтесь с логопедом, специализирующемся на вашей проблеме. Польза достигается только при регулярных сеансах, проводите их 2-3 раза в день, не забывайте делать перерыв раз в неделю. Скорость излечения напрямую зависит от степени запущенности заболевания. У детей с легкой, средней степенью дизартрии улучшения в речи, произношении замечаются после недели регулярных занятий, массажей, лечения.

Максимально пресекайте у ребенка заболевание с грудного возраста. Если еще до года начинаются проблемы с проглатыванием молока, нарушением мимики, нарушением сосательного рефлекса, повышенное слюноотделение — обратитесь к логопеду.

  • Это интересно: цитаты о здоровье и здоровом образе жизни

С 3 месяцев грудничку назначают массаж лица, языка. Выполнять стоит с повышенной осторожностью под контролем лечащего врача. Помните, излишняя самостоятельность вредит здоровью детей. Обязательно отводите детей к специалистам, компетентным в вопросах здоровья в разных сферах. Здоровье детей важно для дальнейшего гармоничного, правильного развития. Дизартрия излечима на тяжелых стадиях, но желательно предотвратить их появление.

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Зондовый логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

  • Нормализации мышечного тонуса;
  • Улучшению состояния голоса;
  • Постановке правильного произношения звуков;
  • Улучшению эмоционального и психологического состояния;
  • Нормализации речевого дыхания.

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

  1. «Качели». Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт;
  2. «Дутьё». Пациент складывает губы в улыбку, язык укладывает на нижние губы и с усилием дует;
  3. «Лошадка». Необходимо «цокать» языком, обращая внимание на то, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню. Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов. Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Массаж лица при дизартрии

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

  • Поглаживание и разминание лба. Логопед становится справа от массируемого и зигзагообразно движет разминающую правую руку поперек лба от носа до начала волос. Левую руку лёгким поглаживающим движением продвигает вдоль лба от лобных бугров до виска;
  • Разминание носа. Логопед ладонной поверхностью концевых фаланг большого и указательного пальцев правой руки производит слегка вибрирующее зигзагообразное движение от конца носа к его основанию и в стороны по крыльям носа, а левой рукой в это время поддерживает затылок;
  • Разминание скуловой области. Логопед двигает слабо сжатой рукой поперек лица массируемого от средней линии кнаружи и одновременно вверх от нижней челюсти к скуловым костям до нижнего века. Если приём выполняется на правой стороне лица, логопед находится справа от пациента. Массаж выполняют большим и указательным пальцами, согнутыми под прямым углом. Движение направлено от нижней челюсти и уха через скуловые кости до нижнего века.

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

  • Логопед становится сзади;
  • Четыре пальца обеих рук, кроме больших, располагает между скуловыми костями и нижней челюстью;
  • Делает частые колебательные движения вперёд и назад;
  • После нескольких таких движений на одной части лица переносит руки на другую часть.

Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.

Точечный массаж при дизартрии

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж. Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление. Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

  • Сопряжения заднесрединного и наружного пяточного меридиана – находится на границе роста волос в мягкой части затылочного углубления;
  • Сопряжения переднесрединного меридиана и внутреннего поддерживающего меридиана» – находится под подбородком, на возвышении выступа гортани, под основанием языка (на верхнем крае щитовидного хряща;
  • Располагающуюся в углублении между сухожилиями локтевого сгибателя запястья и сгибателя пальцев (чтобы определить локализацию этой точки пациенту предлагают сжать кисть в кулак и пригнуть его к предплечью).

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Читайте также:  Янтарь и его полезные свойства

Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям. В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии. Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно. Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Логопедический массаж при дизартрии у детей в домашних условиях в картинках

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.
Читайте также:  Фото клеща на человеке

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Логопедический массаж для лечения дизартрии и заикания

Нарушения речи, такие как заикание и дизартрия, не всегда требуют вмешательства врача-логопеда и долгого, сложного лечения. В домашних условиях эффективен будет комплекс мер, состоящих из водных процедур, физиотерапии и массажа. При регулярных занятиях первые положительные перемены будут заметны уже через несколько сеансов. Выбор массажной техники зависит от показаний и индивидуальных особенностей, а определение курса происходит на консультации с врачом.

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Виды массажа

Коррекционная работа по развитию речи у ребенка подразумевает использование нескольких массажных практик, являющихся методом активного механического воздействия. Они направлены на улучшение работы речевого аппарата, снятие спазмов, активацию движения крови и лимфы.

Основных видов логопедического массажа пять — это:

Классическая проработка происходит приемами поглаживания и вибраций, и их производных. Сегментарно-рефлекторный выполняется для каждой из групп мышц, отвечающих за речевые функции. Зондовая техника улучшает мышечную активность и подвижность языка, что приводит к улучшению четкости звуков. Во время сеансов используются зонды уникальной формы, предназначенные для проработки определенной области.

Зональная техника

К зональной проработке относят массирование языка и лица. Во время процедуры обязательно использование марлевой салфетки. Интенсивность движений зависит от цели сеанса: чтобы добиться расслабления проводят спокойные движения, поглаживающие и расслабляющие. Для стимулирования работы мышц делать процедуру необходимо с большей интенсивностью.

Начинают сеанс с простукивания области над верхней губой, затем — над нижней. После чего губы складывают трубочкой и растягивают. Затем указательный палец вводят в рот и продолжают массирование щек изнутри, одновременно прорабатывая внешнюю поверхность пальцем большим. В завершении процедуры несколько раз поднимают и опускают язык, аккуратно массируют подъязычную и щечную мышцы. Если мышцы напряжены, то сначала поглаживают от корня языка к кончику.

Для лица

Массаж лица при дизартрии начинается с упражнений, направленных на расслабление мышц шеи. Это плавные повороты головы влево и вправо. Лицо мягко поглаживают от бровей к линии роста волос и к вискам. Область вокруг глаз массируют по направлению от внутреннего уголка к наружному по верхнему веку, и в обратном направлении — по нижнему. Щеки проходят дугообразными движениями от крыльев носа к скулам, а по всей поверхности щеки — ровными круговыми движениями. Губы массируют от центральной точки к углам. Ушную раковину только поглаживают, а подбородок — растирают. Завершают сеанс мягкими поглаживаниями носогубного треугольника. Каждый из приемов разрешено проводить от 3 до 6 раз.

Классическая логопедическая проработка

Выполнение классической массажной техники требует соблюдения основных правил и последовательности действий. Начинается процедуры всегда с легкого похлопывания кончиками пальцев вокруг рта в правую и в левую сторону. Затем прием дополняют ввинчиваниями, и повторяют еще несколько раз.

Массирование верхних мышц включает легкие похлопывания подушечкой указательного пальца. Направление — от носа к центральной точке над верхней губой. Затем эту область проходят растираниями. Далее, нужно поставить большой и указательный палец на уголки губ, и сделать несколько ровных пружинистых движений. Когда пальцы сводят уголки губ, ребенок должен произнести долгое «У».

Указательный палец перемещают на нижнюю губу, и подводят ее к верхней. Движения сопровождают звуком «Ба-ба». Затем губы нужно сомкнуть большим и указательным пальцем, совершая легкие щипкообразные движения. Одновременно произносится долгий звук «М».

Продолжают сеанс так: указательный палец, обернутый мягкой салфеткой, перемещают за щеку малыша изнутри, а указательный располагают на ее внешней поверхности. Плавным круговым движением проходят всю щеку, приподнимая мышцы вверх. После нескольких повторов процедуру проводят и для второй щеки.

В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.

Правила точечной проработки

Точечный массаж при заикании — это легкая и расслабляющая методика. Сеанс начинают с воздействия на точку Фэн-чи, расположенную на затылке на расстоянии 1,5 цуня от сосцевидного отростка. Вторая точка симметрична. Я-мэнь лежит над затылочным бугром на 2 цуня ниже Фэн-чи. Затем прорабатывают парную точку Гао-хуан-шу, расположенного по обе стороны от позвоночника на 3 цуня левее и правее 4 и 5 грудного позвонка. Затем переходят к точке Хэ-гу: большой и указательный палец одной руки расставляют, и на область между ними ставят большой палец второй руки. Точка будет расположена между 1 и 2 пястными костями под кончиком большого пальца. Во время выполнения точечного массажа при заикании на каждую БАТ воздействуют от 30 до 90 секунд.

Цунь — это расстояние, равное расстоянию между поперечными складками второй фаланги согнутого среднего пальца. Это традиционная система измерения, которая зависит от размеров и пропорций человеческого тела.

Сегментарная техника

Преимущество сегментарной техники массажа в изолированном воздействии на мышцы, связанные с речевой деятельностью. Проведение массажа должно быть курсами из 10-20 процедур: продолжительность зависит от возраста ребенка, состояния нервной системы и общего развития. Сеанс проводится из положения лежа, а под голову и шею кладут небольшую плоскую подушку.

Правила сегментарного массирования

Сеанс массажа начинают и заканчивают плавными поглаживаниями, проводимыми четырьмя пальцами ладони. Поверхностное поглаживание должно быть расслабленными, а глубокое — интенсивное. Отличается глубокое поглаживание граблеобразными движениями, и проводится оно только по волосяной части головы.

Растирание проводят кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Направление движений — спиралеобразное или прямое. Растирание отличается от поглаживания смещением и растягиванием кожи. Во время разминающих движение кожа не только растягивается и разминается, но и сдвигается в прямом или спиралевидном направлении. Затем переходят к вибрационному воздействию: для этого задействуют как указательный и средний пальцы, так и всю ладонь. Сильная вибрация стимулирует мышечный тонус, слабая — снижает мышечную активность, успокаивает. Дополняют проработку плотным нажатием на биологически активные точки для активации кровотока и обменных процессов.

Проведение логопедического массажа для детей с патологией речевого аппарата имеет много преимуществ: процедуры улучшают состояние мышечной ткани, развивают речевые функции, благоприятно воздействуют на нервную систему и психологическое здоровье ребенка. Выделяют несколько основных типов массажа: сегментарный, точечный, классический и зональный. Какую из техник выбрать — зависит от показаний, развития малыша, степени патологии и индивидуальных особенностей. Назначение курса процедур и их продолжительности должно быть только врачом-логопедом или педиатром. Проведение сеансов возможно как в домашних условиях после небольшого обучения, так и в медицинских центрах.

Логопедический массаж у людей с дизартрией

С каждым годом количество тяжелых нарушений речи у детей возрастает. Для успешной коррекции необходим комплексный подход. В него входит помощь разных специалистов и для облегчения их работы используют специальные процедуры.

Читайте также:  Как снять жжение от финалгона?

Логомассаж при дизартрии помогает снимать повышенный тонус мышц и это облегчает процесс постановки звуков. Конкретные методики и комплексы формируются индивидуально, в зависимости от диагноза.

Общая информация

Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.

Желательно, чтобы он постоянно изучал соответствующую литературу и повышал свою квалификацию.

Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.

Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).

Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

Исключение: подрезание подъязычной связки – манипуляции нужны сразу же, иначе появится рубец.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка. Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

При проведении ручных манипуляций кончик языка оборачивается салфеткой и удерживается пальцами. Это необходимо для того, чтобы орган не выскользнул.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Примерная методика проведения

Любое воздействие начинают с разминки. Для этого пять минут гладят лицо малыша. Движения проводятся в разном направлении: ото лба к вискам, от носа к скулам, от подбородка до мочек. Руки логопеда должны быть теплыми, а надавливания минимальными.

Для того чтобы расслабить корень языка и шейный отдел голову ребенка аккуратно качают из стороны в сторону. После уже переходят к основному комплексу. Упражнения для него подбираются в зависимости от целей воздействия.

Для стимуляции глотания и работы неба используют имитацию жевания, покашливание, зевание. Пьется вода небольшими глотками и ею же полощется рот. Дальше выполняются действия с сопротивлением. Например, ребенок упирается лбом в ладонь логопеда, специалист оказывает противодействие этому и слегка отталкивает ребенка.

В некоторых случаях необходимо растяжение подъязычной связки. Для этого кончик языка поднимают наверх, двумя пальцами нежно скользят по уздечке, чуть-чуть натягивая ее. Важно чтобы это не вызывало чувство боли!

Для снижения слюноотделения применяют особый комплекс упражнений. Он выполняется в положении сидя. Ребенок запрокидывает голову и имитирует жевание. После логопед массирует точки за мочками ушей, место смыкания челюстей. Надавливания должны быть легкими и круговыми.

При дизартрии нередко дети слабо ощущают движения языка. Для стимуляции делают специальные воздействия. Логопед пальцем активно проводит по твердому небу вперед-назад. Большим и указательным пальцем обхватывается десна и прощупывается по всей длине.

Для каждой цели используется определенный комплекс упражнений. Его составляют исходя из особенностей каждого дошкольника. В большинстве случаев это только дополнительная помощь и она не отменяет необходимость постановки звуков и их автоматизацию.

Ссылка на основную публикацию