Как развить ассоциативное мышление? - Timbro.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как развить ассоциативное мышление?

Развитие ассоциативного мышления: эффективные упражнения

Для усвоения новой информации и длительного удержания ее в памяти отлично подойдут красочные приметные ассоциации. Их использование позволит в подходящей ситуации максимально точно воспроизвести информацию. Развитие ассоциативно-образного мышления помогает человеку создавать что-то новое, генерировать новые идеи.

Данный вид мышления способствует развитию памяти и внимания, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся.

Виды ассоциаций

Ассоциациями называются связи, возникающие между самостоятельными вещами, явлениями и фактами, хранящимися в памяти человека. У каждого они индивидуальны и основываются на опыте.

Ученые выделили несколько групп ассоциаций:

  • подобие — чайник, электрочайник, кипятильник;
  • противоположность — небо-земля, кислый-сладкий, день-ночь;
  • соотношение части и целого — пирог-кусочек, веник-прутик;
  • причинно-следственные связи — огонь-ожог;
  • обобщение, подчинение — картофель-овощ, тушь-косметика;
  • смежность по пространству или времени — зима-холод, кастрюля-сковорода.

Помимо этого, их разделяют на тематические (связанные одной темой), фонетические (названия созвучны между собой) и словообразовательные (ассоциации — однокоренные слова).

В чем польза ассоциативного мышления

Развитие ассоциативного мышления позволяет человеку глубже понять взаимосвязи между вещами, явлениями, феноменами окружающей социально-природной среды. Чем больше и разнообразнее образы, которые мы накапливаем, тем обширнее возможности нашего разума при совершении операций с их использованием, и тем больше мы развиваем память и творческое мышление.

Ассоциативное мышление представляет собой связующее звено между предметным и абстрактным типами мышления, познания, высокий уровень развития данного вида мышления формирует целостность и эффективность реализации мыслительных процессов.

Как развить ассоциативное мышление

Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

  • стимулирует работу клеток мозга;
  • увеличивает объем памяти;
  • облегчает восприятие незнакомой информации;
  • способствует развитию новых смысловых связей;
  • позволяет генерировать незаурядные идеи;
  • улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.

Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством , а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.

Ряд ассоциаций

Цепочки

Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании .

Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:

  • « Угадай слово по картинке »;
  • « Стоминутка »;
  • « Эмодзи Викторина ».

Необычные ассоциации

Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.

Описание предметов

Методика подходит для обучения совсем маленьких детей . Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.

Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.

«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.

Перевоплощение

Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя. Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных , получить знания о них и понять, нравятся они им или нет. Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.

«Что? Где? Когда?»

Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.

Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос. Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление. Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.

Крокодил

Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.

Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.

Друдлы

Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.

Ментальные карты

Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.

По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.

Инструкция для создания:

  1. Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
  2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
  3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности.
[table “2” not found /]

Советы

Развивать ассоциативно-образное мышление весело в любом возрасте, главное — знать как. Помимо вышеперечисленных методик, из личного опыта могу посоветовать следующие упражнения:

  1. Ресурс Wordassociations.ru — здесь вы сможете просмотреть ассоциации к любому введенному слову. В дополнение каждое слово сопровождается статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля.
  2. Используйте творческие блокноты. Современные издательства выпускают разнообразие блокнотов для творческих людей, среди которых есть варианты для развития ассоциативного мышления.
  3. Читайте много книг. Чтение благотворно влияет на развитие всех областей нашего мозга. Старайтесь читать разнообразную литературу. Помимо развития мышления, это позволит заметно увеличить словарный запас, а также приятно провести время.
  1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
  2. Sperling, R. A., Howard, B. C., Staley, R., & DuBois, N. (2004). Metacognition and self-regulated learning constructs. Educational Research and Evaluation, 10(2), 117-139.
  3. Беленький Г. И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. М., 1982, с.З — 22.
  4. Leslie, A. M. (1992). Pretense, autism, and the theory-of-mind module. Current directions in psychological science, 1(1), 18-21.

Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Читайте также:  Что делать, если дергается глаз

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

• способствует развитию воображения;

• помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

• облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

• улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

• стимулирует работу мозга;

• улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать здесь:

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

• По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

• По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

• По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Как развить креативность с помощью метода ассоциаций

Почему важно развивать креативность?

Что такое ассоциации?

Как они работают?

Для чего мне это?

А какие ассоциации есть?

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Как составить цепь ассоциаций?

Как тренировать ассоциативное мышление?

Есть ли какие-то приложения и сервисы, которые мне помогут?

Ассоциативное мышление пригодится для решения творческих задач и поможет улучшить качество жизни.

Основатель творческого инкубатора Creative Happens. Преподаёт креативность в НИУ ВШЭ, ведёт блог «101 метод развития креативности» и Telegram-канал «Креативность 101».

Почему важно развивать креативность?

Сегодня весь мир говорит о навыке, ценность которого за последние пять лет выросла в несколько раз. Этот навык — креативность.

На пороге четвёртой индустриальной революции в мире, который, кажется, медленно сходит с ума, люди должны заново придумать свою роль, чтобы остаться нужными и полезными. Иначе что нам останется после неизбежной автоматизации и роботизации всех отраслей и большинства рядовых профессий?

Даже если предыдущий абзац сложно читается и вы не хотите в это верить, перечитайте его ещё раз. Креативность в этом понимании — это не просто умение найти красивую картинку или подобрать рифму к слову «жуй», а возможность продолжать осмысленную жизнь, возможность жить и радоваться, возможность творить и быть полезным.

Я расскажу вам о нескольких инструментах, которые можно брать и применять для поиска новых идей сразу, не имея академического образования в креативности. Сегодня будет первый пост креативной серии про базовый инструмент творческого человека.

Читайте также:  Родился ребенок с синдромом дауна. Что делать?

Что такое ассоциации?

Ассоциациями в психологии называют связи, возникающие между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые находятся в сознании человека и закреплены в его памяти.

Как они работают?

При наличии ассоциативной связи между явлениями A и B возникновение в сознании A влечёт появление в сознании явления B. Процесс ассоциативного мышления протекает в два этапа: сначала анализ, затем синтез. У вас не получится придумать что-то, что ранее не существовало, так как ассоциативное мышление производит новые комбинации встречавшегося ранее.

Для чего мне это?

С помощью ассоциативного мышления можно улучшить качество жизни. Мы используем ассоциации ежедневно. С их помощью, сознательно или подсознательно, мы находим связи между разными категориями и явлениями, решаем сложные задачи, создаём новые коммерческие продукты и предметы искусства, пишем отличные истории, снимаем кино и искромётно шутим.

Применять ассоциативное мышление для повышения качества жизни можно:

  • для рутины и ежедневных дел;
  • в семейных отношениях;
  • в творчестве, юморе, искусстве;
  • в рекламе и маркетинге;
  • в продажах;
  • при решении технических проблем;
  • в изобретательстве;
  • для развития бизнеса.

А какие ассоциации есть?

  1. По сходству. Явления схожи по некоторым признакам: телевизорящик, облаковата.
  2. По контрасту. Явления противоположны по некоторым признакам: чёрноебелое, смехгрусть.
  3. По расположению в пространстве или во времени. Явления близки друг к другу: громмолния, картинастена.
  4. Причинно-следственные. Явления связаны как причина и следствие: нарушениештраф, сарказмдрака.

Как использовать метод ассоциаций для решения творческих задач?

Правильно поставленная задача — половина успеха. И неважно, кто это сказал. Вам понадобится:

  1. Сформулировать первый вариант задачи.
  2. Разобрать задачу на составляющие.
  3. Для каждого элемента задачи написать 15–20 ассоциаций.
  4. Переформулировать задачу, используя созданные ассоциации, написать не менее 10 новых формулировок.
  5. Выбрать самую подходящую формулировку.
  6. Реализовать.

Как составить цепь ассоциаций?

Вам потребуется всего шесть минут. За три минуты нужно записать на листе цепь ассоциаций к слову «творчество». Каждое следующее слово должно быть ассоциацией к предыдущему.

Начало цепи: творчествокартинакраскаворсбуйволлуг — … Чем закончится такая цепь через три минуты, сложно предположить. Допустим, у меня получилось слово «колония».

Теперь у вас есть два слова: «творчество» и ваше последнее слово в цепи. Засеките ещё три минуты и попытайтесь создать и описать продукт, сервис или услугу, которые объединяют первое и последнее слово. Вариантов может быть несколько.

Мои примеры («творчество» + «колония»):

  • специальная реабилитационная территория, в которую приезжают на постой перегоревшие офисные менеджеры;
  • тематическая выставка современного искусства, посвящённая колонизации человеком других планет;
  • аукцион предметов, созданных заключёнными.

Как тренировать ассоциативное мышление?

Ассоциативное мышление, как часть мышления творческого человека, можно и нужно развивать. Самые простые способы — играть в настольные игры с друзьями и каждый день практиковать ассоциативную цепь.

Результат такой работы над собой — более гибкое мышление, интересные идеи для работы и жизни. Вы можете получить результат через 20–60 дней. Примерно столько формируется устойчивая привычка.

Ассоциативное мышление: описание, применение и упражнения для развития

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

Что это такое?

В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.

Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций пришло на ум, тем легче вспоминать и размышлять. Умение мыслить образно улучшает качество этого процесса.

Как работает ассоциативное мышление? Представим такую ситуацию: впервые увидев воочию северное сияние, человек мысленно сопоставляет его с фейерверками, салютами или разноцветными молниями. Лёгкое потрескивание, сопровождающее это потрясающее зрелище, у него ассоциируется с треском дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон сослуживца, овал лица – соседа, походка – друга детства, имя и отчество совпадают с данными известного писателя.

Ассоциативное мышление наделяет личность рядом преимуществ. С его помощью:

  • стимулируется работа мозга;
  • укрепляется память;
  • улучшается воображение;
  • формируется незаурядная фантазия;
  • увеличивается продуктивность познавательных процессов;
  • облегчается восприятие новой информации;
  • усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
  • развивается произвольное внимание;
  • облегчается поиск решения нестандартных задач;
  • формируются новые смысловые связи;
  • создаются необычные идеи;
  • проявляются во всей полноте творческие способности.

Виды ассоциаций

Для создания ассоциативных связей привлекают способности различных органов чувств: обоняние, осязание, вкус, зрение, прикасание. Активность одних понятий реализует другие представления о предметах и явлениях, ассоциативно связанных с ними. Например, услышав слова «сладкий», «вкусный», «слоёный», человек может мгновенно представить предмет с характерными признаками: пирог или торт. Внутренний язык ему подсказывает эти ассоциации.

С учётом ряда признаков выделяют следующие разновидности ассоциативных связей между предметами:

  • контрастные, противоположные понятия: лёд – пламя;
  • родственные, сходные по смыслу слова: ветеринар – доктор;
  • обобщённые названия: апельсин – цитрусы;
  • подчиняющие себе другие слова: агрегат – винтик;
  • близкие в пространстве и времени, смежные понятия: сало – свинья;
  • представляющие части одного целого предмета: нос – лицо;
  • причинно-следственные связи: ливень – зонт;
  • дополняющие одно из понятий: каша – масло.

В зависимости от способа и условий использования слов вычленяют такие виды ассоциаций:

  • слова, состоящие из одного корня: мрак – мрачный;
  • названия, имеющие фонетическое родство: кочка – почка;
  • тематические ассоциации: повар – ресторан.

Сфера применения

Ассоциативное мышление необходимо для лёгкого усвоения любой новой информации. Оно помогает претворять в жизнь самые невероятные идеи, успешно продвигаться в профессиональной и учебной деятельности. Этот вид мыслительной активности крайне важен для музыкальных занятий, воздействующих на эмоциональную сферу человека. Ассоциации способствуют прекрасному осмыслению и запоминанию музыкальных произведений с меньшей затратой сил и времени.

Ассоциативность мышления необходима людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Маркетологи, менеджеры по рекламе с целью привлечения потенциальных клиентов используют при создании и продвижении рекламной продукции интересные, оригинальные, максимально детализированные ассоциации. В таком случае информация легко запоминается. Многочисленные примеры свидетельствуют о важности употребления в рекламе целевых слов-стимулов.

Например, на большом экране проплывают слова «нежный», «воздушный», «загадочный», «таинственный», «шоколад» с демонстрацией дизайна упаковки. У покупателя включается ассоциативное мышление, и он готов к приобретению продукта.

Признаки нарушения

Учёные выявили некоторые закономерности расстройства мыслительной деятельности. Нарушения по форме связаны с отклонением ассоциативного процесса мышления. К нарушениям по содержанию относят патологические суждения в виде навязчивых идей, бреда.

Выделяют несколько разновидностей нарушений такого типа мышления.

  • Изменение темпа мыслительного процесса может быть связано с сильным ускорением, заметно опережающим скорость обработки данных, скачкообразные генерации идей и быстрое принятие решения. Чрезмерное ускорение характерно для маниакальных состояний. В других случаях мышление может сильно затягиваться, и событие долго обдумывается, решение принимается с трудом. Иной раз посторонние мысли непроизвольно вторгаются и препятствуют нормальному мыслительному процессу, сбивают с нужной темы. Ещё может произойти неожиданная остановка мышления, при которой происходит непроизвольный обрыв текущих мыслей.
  • Подвижность и живость процесса мышления может осложняться изобилием ненужных второстепенных подробностей, уточнением мельчайших деталей, которые не являются существенными для раскрытия темы. Использование лишних, отвлекающих ассоциаций препятствует нормальному мыслительному акту. Вязкость мысли приводит к потере сути разговора, утрате его продуктивности.
  • Грамматическое построение текста с употреблением стереотипных речевых оборотов, штампов, шаблонов, готовых клише лишает человека возможности мыслить самостоятельно и выразительно. Ухудшает мыслительный процесс бессвязное повторение слов, словосочетаний, бессмысленных фраз и лишних звуков.
  • Иногда сбой происходит в направленности целей. Человек пускается в пустое многословие, начинает бесцельное разглагольствование. Он может отклоняться от темы, пространно рассуждать на отвлечённую ассоциацию, затем снова возвращаться к исходному постулату.

Некоторые люди простую мысль излагают чересчур витиевато. Порой нарушается логика мышления или используются противоречивые понятия.

Упражнения для развития

Мышление – функция мозга, которая подлежит развитию и тренировке. Систематическое выполнение упражнений улучшает способность мыслить ассоциативно. Дети познают окружающую среду с помощью ассоциативного мышления, которое им необходимо для дальнейшего обучения и восприятия мира. Развивать его необходимо с младенческих лет. Хороший ассоциативный мыслительный процесс даёт толчок к появлению оригинальных образов, необычных идей у детей.

Малыши легко генерируют новые смысловые связи. Развить детское ассоциативно-образное мышление можно поэтапно. Сначала малыша знакомят с предметами и связанными с ними действиями. На следующем этапе приучают его обобщать понятия: платье, брюки, куртка, юбка – одежда; ботинки, кроссовки, сапожки, тапочки – обувь.

Существуют эффективные упражнения. Например, ребёнка сначала расспрашивают про животных: что они делают, чем питаются, как спят и умываются. Потом малышу предлагают перевоплотиться в конкретного зверька. Пусть маленький человечек поползает на четвереньках, попробует пищать, принюхиваться и издавать звуки, характерные для этого животного. Подросший ребёнок должен научиться составлять ассоциативные связи, находить последовательность в словесном ряду, анализировать предметы по признакам.

Негативная реакция на ассоциации может привести малыша к развитию различных комплексов. Например, отрицательные эмоции вызывает ассоциативный ряд: укол – доктор – термометр – прививка. В подобной ситуации надо его настраивать на позитив.

Нужно терпеливо объяснить ребёнку, что пугаться укола не стоит, потому что он помогает человеку избавиться от болезни. Необходимо внимательно прислушиваться к ассоциациям малыша, поддерживать его, успокаивать и внушать ему чувство защищённости.

У взрослых ассоциативные ряды стимулируют активную деятельность мышления. Специальные тренировочные упражнения помогают им лучше запоминать новую информацию.

  • Нужно придумать 2 слова, логически не связанные между собой, и вместить между ними ассоциации, таким образом создаётся ассоциативная цепочка. Например, «клубника – деньги». Может сложиться такой ряд: клубника – варенье – магазин – продавец – деньги.
  • Длинный ассоциативный ряд получают при подборе к любому слову ассоциации. К каждой последующей словоформе подбирают ещё одно ассоциативное слово. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Все последующие слова должны быть каким-то образом связаны с начальной единицей речи.
  • Нужно подобрать два слова, затем найти ассоциации, являющиеся общими для них. Например, к понятиям «зелёный» и «лесной» добавляют слова: «ягода», «деревья», «трава», «кустарник», «орешник», «поляна». К любому из этих слов одинаково подходят оба первоначально задуманных определения.
  • Поиск необычных ассоциаций замечательно тренирует мыслительную деятельность. Например, всем известно, что в книжном шкафу хранят печатные издания. Ожидаемые ассоциации: энциклопедия, сборники стихов, журналы, фантастика. Но можно придумать необычный ряд: тарелки, сувениры, украшения, игрушки, канцелярские товары, радиоприёмник.
  • Рекомендуют изображённые на листке каракули мысленно трансформировать в конкретные образы. Популярны картинки droodle. В них изначально заложено несколько вариантов для восприятия, поэтому есть возможность использования множества интерпретаций. Разгадывание таких картинок прекрасно развивает ассоциативное мышление.
  • Групповые упражнения предусматривают при выстраивании ассоциативной цепи придумывание понятий по очереди. Слова могут подбираться тематически. Следующее задание может предполагать косвенные ассоциации. После составления цепочки нужно провести анализ и обмен мнениями. Все участники должны пояснить, почему произнесли именно это слово.

Такие упражнения помогают разобраться в собственных эмоциях, переживаниях и страхах.

Правила

При выполнении упражнений нужно придерживаться главных правил:

  • ассоциации не должны повторяться, каждое слово используют на протяжении игры один раз;
  • необходимо вести поиск оригинальных ассоциаций, поэтому надо избегать шаблонных слов и поверхностных понятий;
  • во время случившейся заминки нужно медленно произнести вслух предыдущее слово, представить образ и через него попытаться вызвать ассоциации;
  • поиск ассоциаций должен сопровождаться определёнными ощущениями в теле, так как телесная реакция способствует рождению самой интересной ассоциации.
Читайте также:  Шишка после прививки

Частота выполнения

Упражняться надо ежедневно. Хороший результат получают при выполнении различных упражнений от 1,5 до 2 часов в сутки. Начинают тренироваться постепенно. Сначала составление ассоциативных рядов может составлять 20 минут в день. Затем время увеличивается.

Советы и рекомендации

Лучше всего в памяти человека закрепляются яркие и необычные события. Они должны затрагивать различные органы чувств. Ассоциации должны вызывать подлинный интерес. Их надо хорошо осмыслить, наделить определёнными деталями: цветом, размером, формой. Чтение разнообразной литературы благоприятно сказывается на ассоциативном мыслительном процессе.

Считается, что у женщин ассоциативный мыслительный процесс происходит быстрее логического мышления. У мужчин больше развит пространственный показатель. Специалисты рекомендуют им применение творческих блокнотов. Существуют готовые печатные издания для творческих людей с заданиями, развивающими ассоциативное мышление.

Урок 2. Ассоциативное мышление

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.

Оглавление:

Что такое ассоциации?

Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Как развивать ассоциативное мышление?

Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно – на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.

Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:

Упражнения

Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги – курсы – уроки – 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт – Пушкин
  • Домашняя птица – курица
  • Фрукт – яблоко
  • Часть лица – нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.

Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное – вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Рекомендации

Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:

  1. вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
  2. затрагивать различные органы чувств;
  3. быть необычной, но осмысленной вами;
  4. содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).

А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.

Итак, второе правило запоминания:

Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Ссылка на основную публикацию