Головной мозг и спинной мозг у детей - Timbro.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Головной мозг и спинной мозг у детей

Головной и спинной мозг

Спинной мозг

Представляет собой нервный тяж, лежащий в образованном позвонками позвоночном канале. Тянется от затылочного отверстия до поясничного отдела позвоночника. Вверху переходит в продолговатый мозг, внизу заканчивается коническим заострением с концевой нитью.

Спинной мозг покрыт несколькими оболочками: твердой мозговой, паутинной и мягкой. Между паутинной и мягкой оболочками циркулирует спинномозговая жидкость – ликвор, окружающая спинной мозг и принимающая активное участие в обмене веществ спинного мозга.

На поперечном срезе спинной мозг (СМ) напоминает бабочку. В центре расположено серое вещество, состоящее из тел нейронов. На периферии расположено белое вещество, которое образовано отростками нейронов.

В сером веществе СМ различают два передних выступа (передние рога), два боковых (боковые рога) и два задних (задние рога). В следующей статье мы будем изучать рефлекторные дуги, так что эти знания нам очень пригодятся. В рогах серого вещества находятся нейроны, которые входят в состав рефлекторных дуг.

К задним рогам спинного мозга подходят многочисленные нервные волокна, которые, объединяясь, образуют пучки – задние корешки. Из передних рогов спинного мозга выходят многочисленные нервные волокна, которые образуют – передние корешки.

Белое вещество состоит из многочисленных нервных волокон, пучки которых образуют канатики. Пути спинного мозга подразделяются на восходящие – от рецепторов к головному мозгу, и нисходящие – от головного мозга к органам-эффекторам. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

У спинного мозга выделяют две важнейшие функции:

    Рефлекторную

За счет тел нейронов, которые расположены в сером веществе спинного мозга и входят в состав рефлекторных дуг, обеспечивающих рефлексы.

За счет наличия в спинном мозге белого вещества, в состав которого входят многочисленные нервные волокна, образующие пучки и канатики вокруг серого вещества.

Головной мозг и его отделы

Мы переходим к изучению головного мозга человека, сложноустроенного главного органа центральной нервной системы, расположенного в надежном костном вместилище – черепе. Масса мозга в среднем составляет от 1300 до 1500 грамм.

Замечу, что вес мозга никак не связан с интеллектуальными способностями: так у Альберта Эйнштейна головной мозг весил 1230 грамм – меньше, чем у среднестатистического человека. Интеллект скорее определяется сложностью и разветвленностью нейронных сетей мозга, но никак не массой.

В мозге человека выделяют пять отделов: продолговатый, задний (мост и мозжечок), средний, промежуточный и конечный. Наиболее древние отделы – продолговатый, задний и средний – образуют ствол мозга, напоминающий по строению спинной мозг. Иногда к стволу мозга относят и промежуточный отдел. От ствола мозга отходят 12 пар черепных нервов.

Конечный мозг отличается от строения ствола мозга, он представляет собой огромное скопление (около 14 млн.) нейронов, которые образуют кору больших полушарий (КБП). Нейроны располагаются в несколько слоев, их отростки образуют тысячи синапсов с другими нейронами и их отростками. В КБП расположены центры высшей нервной деятельности – памяти, мышления, речи.

Мы начинаем увлекательное путешествие по отделам головного мозга. Для вас принципиально важно разделить между собой и запомнить функции различных отделов, для этого обязательно используйте воображение!)

Самый древний отдел головного мозга. Запомните, что он регулирует жизненно важные функции: сердечно-сосудистую систему, процессы дыхания и пищеварения. Здесь сосредоточены центры защитных рефлексов – рвоты, чихания, кашля.

Варолиев мост контролирует работу мимических и жевательных мышц лица, слезной железы. Мозжечок имеет свои собственные полушария, принимает участие в координации движений, влияет на тонус мышц, помогает сохранить равновесие. Благодаря мозжечку наши движения четкие и плавные.

В среднем мозге находятся верхние и задние бугры четверохолмия. Верхние бугры четверохолмия отвечают за зрительный ориентировочный рефлекс, а задние – за слуховой.

В чем выражается зрительный ориентировочный рефлекс? Вспомните игры на стареньких мобильных телефонах и приставках – все на одной плоскости: и передний, и задний фон, непонятно что близко, а что далеко. Так видели бы и мы окружающий мир: без ориентировочного зрительного рефлекса мы бы не могли сказать, какие предметы расположены ближе к нам, а какие – дальше от нас.

Слуховой ориентировочный рефлекс также необходим для нас. Хорошо, если, читая учебник сейчас, вы находитесь в тишине. Вдруг у вас начинает звонить телефон: вы тотчас перестаете читать и направляетесь к источнику звука – телефону. Благодаря этому ориентировочному рефлексу мы можем определять место источника звука относительно нас (слева, справа, сзади, спереди).

Напомню, что изученный нами гипоталамус, связанный с ним гипофиз, эпифиз и таламус относятся к промежуточному мозгу. Вам известно, что гипоталамус руководит гипофизом – дирижером желез внутренней секреции, поэтому функциями гипоталамуса являются: регуляция обмена белков, жиров и углеводов, а также водно-солевой обмен.

Помимо этого, гипоталамус контролирует симпатическую и парасимпатическую системы, регулирует температуру тела, отвечает за циклы сна и бодрствования. В гипоталамусе находятся центры голода и насыщения.

Состоит из подкорковых структур и коры больших полушарий (КБП). Поверхность КБП достигает в среднем 1,5-1,7 м 2 . Такая большая площадь обусловлена тем, что КБП образует извилины – возвышения мозгового вещества, и борозды – углубления между извилинами.

Кора больших полушарий

В коре имеется несколько слоев клеток, между которыми образуются многочисленные разветвленные связи. Не смотря на то, что кора функционирует как единый механизм, разные ее участки анализируют информацию от разных периферических рецепторов, которые И.П. Павлов называл корковыми концами анализаторов.

Корковое представительство зрительного анализатора располагается в затылочной доле КБП, именно в связи с этим при падении на затылок человек видит “искры из глаз”, когда нейроны этой доли возбуждаются механически, вследствие удара.

Корковое представительство слухового анализатора находится в височной доле коры больших полушарий.

Запомните, что корковое представительство двигательного анализатора – моторная зона – находится в передней центральной (прецентральной) извилине, а представительство кожного анализатора – сенсорная зона – в задней центральной (постцентральной) извилине.

Вдумайтесь! При совершении любого произвольного (осознанного) движения нервный импульс возникает именно в нейронах прецентральной извилины, откуда начинает свой длинный путь через ствол мозга, спинной мозг и, наконец, достигает органа-эффектора.

Импульсы от кожных рецепторов достигают нейронов постцентральной извилины – сенсорного отдела, благодаря чему мы получаем от них информацию и осознаем собственные ощущения.

Количество нейронов в этих извилинах, отведенных для различных органов, неодинаково. Так зона проекции пальцев кисти занимает много места, благодаря чему становятся возможны тонкие движения пальцами. Зона проекции мышц туловища гораздо меньше зоны пальцев, так как движения туловища более однообразные и менее сложные.

Изученные нами участки мозга, в которых происходит преобразование и анализ поступающей информации, называются ассоциативными зонами КБП. Эти зоны связывают различные участки КБР, координируют ее работу, играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Наша осознанная деятельность лежит в рамках коры больших полушарий: любое осознанное движение, любое ощущение (температурное, болевое, тактильное) – все имеет представительства в КБП. Кора – основа связи с внешней средой, адаптации к ней. В фундаменте процесса мышления также лежит КБП. В общем, вы поняли, как высоко надо ее ценить и как хорошо знать данную тему 🙂

Вы наверняка слышали, что функционально правое и левое полушария отличаются. В левом полушарии находятся механизмы абстрактного мышления (языковые способности, аналитическое мышление, логика), а в правом – конкретно-образного (воображение, параллельная обработка информации). При травмах, повреждениях левого полушария может нарушаться речь.

Заболевания

В зависимости от уровня поражения спинного мозга при травме картина неврологических нарушений проявляется по-разному. Чем выше уровень поражения, тем больше нервных путей оказываются “отрезанными” от головного мозга. Так, к примеру, при травме поясничного отдела движения руками сохранены, а при травме шейного – движения руками невозможны.

Иногда после инсульта (кровоизлияния в ткани мозга) или травмы развивается паралич (полное отсутствие движений) на одной из сторон тела. Зная анатомию, вы можете седлать вывод: если движения пропали в правой руке и ноге, то инсульт произошел слева.

Почему существует такая закономерность? Дело в том, что нервные волокна, идущие от прецентральной извилины к рабочим органам – мышцам, формируют так называемый физиологический перекрест на границе продолговатого и спинного мозга. То есть, говоря проще: часть нервов, которые шли от левого полушария переходят на правую сторону и наоборот – нервы от правого полушария переходят на левую сторону.

Читайте также:  О чем могут рассказать рентгеновские снимки?

©Беллевич Юрий Сергеевич

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Особенности развития головного мозга у детей.

Развитие психики с возрастом обусловлено развитием головного мозга в онтогенезе.

Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лег рост мозга в длину, ширину и высоту почти равномерный, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно, лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. К 7 годам вес достигает 4/5 веса взрослых, после 9 лег прибавление веса головного мозга значительно замедляется. К 20 годам вес его доходит до уровня взрослых. Наибольший вес головного мозга с 20 до 30 лет.

Индивидуальные колебания веса от 40 до 60%. что обусловлено вариациями веса тела взрослых. С рождения до взрослого состояния вес головного мозга увеличивается примерно в 4 раза, а вес тела – в 20 раз. Относительный вес головного мозга человека (по отношению к весу тела) больше, чем у всех животных. Из общего веса головного мозга на долю больших полушарий приходится 80%.

К 3 годам строение большинства нейронов мало отличается от нейронов взрослого. Но усложнение их строения происходит до 40 лет и позже. Количество нейронов при рождении почти такое же, как у взрослых, так как после рождения появляется только небольшое число новых высокодифференцированных нейронов, а малодифференцированные нейроны продолжают делиться.

Формирование почти всех борозд и извилин в основном заканчивается к 7 годам. С возрастом происходит увеличение поверхности большинства борозд и расширение полей коры вследствие менее плотного распределения в них нейронов. Наблюдается изменение формы и усложнение строения нейронов в зависимости и в соответствии с выполняемой функцией.

Развитие лобной доли с возрастом взаимосвязано с развитием и усложнением психики. Строение зоны кожно-мышечной чувствительности приобретает признаки, свойственные взрослому, к 1-2 годам и изменяется в основном до 7 лет. Рост поверхности зрительной зоны к моменту рождения обгоняет рост других зон. Развитие зрительной зоны обусловлено развитием у детей зрения, высшей нервной деятельности и связано с их обучением письму. Зрительная зона развивается и после 7 лет. К 2 годам величина височной доли приближается к взрослом состоянию, и почти достигает его к 7 годам. Развитие слуховой зоны обусловлено развитием слуха, высшей нервной деятельности и функции устной речи. У новорожденного мозжечок развит больше, чем его полушария, а весь мозжечок весит в среднем 21-23 г. Особенно быстро он растет в первые годы жизни, достигая к 1 году 84 – 94 г. а в 15 лет -150 г. что связано с развитием координации движений.

Особенности развития спинного мозга у детей.

С возрастом существенно изменяются строение, вес и расположение спинного мозга у детей. Спинной мозг развивается быстрее головного, так как спинномозговые рефлексы формируются раньше, чем рефлексы головного мозга.

В шейном отделе, из которого исходят нервы рук, толщина наибольшая. Утолщение поясничного отдела, дающего начало нервам ног, меньше. Особенно быстро растут нейроны спинного мозга с началом школьного возраста, у дошкольников они мало отличаются от новорожденных.

К 12 годам толщина спинного мозга увеличивается в 2 раза, а затем почти не изменяется. С рождения и до взрослого состояния спинной мозг увеличивается в 8 – 9 раз. С возрастом изменяется также расположение спинного мозга в позвоночнике. Спинной мозг в длину растет медленнее позвоночника. У новорожденного он заканчивается на уровне 3-го поясничного позвонка.

Во внутриутробной жизни сначала развивается шейный отдел спинного мозга, а затем нижележащие отделы.

Нервные и нервно-гуморальные механизмы большинства безусловных рефлексов формируются во внутриутробной жизни и немногих, например половых, после рождения. Нервные и нервно-гуморальные механизмы всех условных рефлексов формируются в течение жизни. Безусловные рефлексы изменяются, переделываются под влиянием условных рефлексов, особенно в раннем детстве. Условные рефлексы, как правило, образуются на основе безусловных.

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И.П. Павловым. Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни.

Первые безусловные двигательные рефлексы появляются на 3-м месяце внутриутробной жизни (сосательный и дыхательный). У новорожденного много безусловных двигательных рефлексов: сосательные, тонический рефлекс рук, рефлекс охватывания, рефлекс ползания, глазной рефлекс, а также рефлексы, которые сохраняются в течение всей жизни: глотательный, коленный, ахиллов, роговичный, зрачковый и др.

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной, чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большее значение в поведении условные рефлексы.

Условный рефлекс – врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Особенности условных рефлексов: не являются врожденными, приобретаются в течение жизни; Являются не видовыми, а индивидуальными; имеют сигнальные значения; могут быть основой образования новых, более сложных рефлексов. Условные рефлексы могут быть: рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздражители, могут быть активными и тормозными, обонятельными, осязательными и т.д.

Спинной мозг у детей

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих “конский хвост”. Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого – у верхнего края L”. Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Нервная система у детей. Миелинизация нервных волокон у детей

Важный показатель созревания нервных структур – миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем – чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно – к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Нервная система у детей. Развитие условнорефлекторной деятельности у детей.

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого – состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 23й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель – на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Читайте также:  Пупок у новорожденного мокнет

Развитие центральной нервной системы, и особенно головного мозга, у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс.

На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она имеет сначала вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На конце трубки появляются три шаровых пузыря. В дальнейшем два из них делятся пополам. Образовавшиеся пять пузырей представляют собой зачатки будущих основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, Варолиева моста и мозжечка; среднего мозга, играющего у человека значительно меньшую роль, чем у животных; зрительных бугров и части подкорковых узлов. Из первого пузыря развиваются большие полушария.

На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору.

К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

Отличительной и характерной особенностью развития человеческого мозга является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые играют самую существенную роль во всей психической деятельности человека. В своеобразной последовательности и неодинаковом темпе созревания различных участков корковой пластины ярко проявляются специфические особенности именно человеческого мозга.

После четырех месяцев в развитии мозговой ткани зародыша наступают заметные изменения: начинает усиленно расти наружный слой корковой пластины; рост внутреннего слоя происходит значительно медленнее, в силу чего в верхнем слое начинают образовываться складки и борозды. Они развиваются настолько быстро, что к моменту рождения мозг ребенка в основном имеет все борозды и извилины, характерные для мозга взрослого человека. Однако изменение формы и величины извилин и борозд, так же как и образование новых мелких извилин, продолжается и после рождения.

Изменения, происходящие в коре головного мозга зародыша, не сводятся лишь к быстрому ее росту. С пятого месяца начинается образование разных слоев клеток, происходит дифференциация и самих клеточных элементов. Быстрота протекания этих процессов также оказывается неравномерной в различных местах коры.

В процессе дальнейшего развития (от четырех до шести месяцев) вся кора приобретает шестислойное строение, характерное для мозга взрослого человека. Однако и в этот период быстрота созревания, толщина и оформленность клеток во всех шести слоях в различных участках мозга неодинаковы.

Развитие сказывается в изменении строения и величины самих клеток, в их расположении. Особенно сложен и интенсивен процесс развития клеток в лобных частях мозга, составляющих 1/3 часть всей коры. Темп развития двигательной и чувствительной областей коры сравнительно меньший.

Вместе с тем к моменту рождения именно эти зоны, и в особенности сенсорная, оказываются наиболее подготовленными к нормальному функционированию. Позже всего достигают зрелости лобные доли, осуществляющие руководство высшими формами умственной (приспособительной) деятельности человека.

Вместе с оформлением мозговых кйеток совершается и развитие нервных волокон, т. е. проводящих путей. Наиболее рано и интенсивно они формируются в спинном мозгу и мозжечке. В головном мозгу нервные волокна начинают расти позже, и к моменту рождения ребенка незначительное их количество проникает в серое вещество – кору. Однако ни в сером, ни в белом веществе центральных извилин мозговой коры волокна еще не имеют миелиновой оболочки. Миелиновая (мякотная) оболочка нервного волокна обеспечивает проводимость нервного возбуждения.

Несмотря на то что во всем процессе развития нервной системы зародыша наиболее интенсивным оказывается процесс формирования головного мозга, к моменту рождения ребенка именно этот орган наименее подготовлен к выполнению своей основной функции – функции точного и тонкого уравновешивания организма со средой.

ЦНС: головной и спинной мозг

Мозг является центром управления нашим телом. Все чувства, мысли или действия обусловлены работой ЦНС. Головной мозг контролирует тело, посылая электрические сигналы по нервным волокнам, которые сначала объединяются в спинной мозг, а затем расходятся по различным органам ( по периферической нервной системе). Спинной мозг представляет собой «шнур» из нервных волокон и располагается посередине позвоночного столба. Головного и спинной мозг образуют вместе центральную нервную систему (ЦНС).

Головной и спинной мозг омываются прозрачной жидкостью, называемой спинномозговой, или, для краткости, ликвором.

ЦНС состоит из миллиардов нервных клеток, называемых нейронами. Для поддержки нейронов также наличествуют так называемые глиальные клетки. Иногда глиальные клетки могут озлокачествляться, становясь причиной возникновения глиальных опухолей мозга. Различные области мозга контролируют различные органы тела, а также наши мысли, воспоминания и чувства. Существует, например, речевой центр, центр зрения, и т.п.

Опухоли ЦНС могут развиться в любой области мозга, образуясь из:

  • Клеток, непосредственно составляющих мозг;
  • Клеток нервов, входящих или выходящих;
  • Мозговых оболочек.

Симптомы опухолей в первую очередь определяются их локализацией, поэтому для того, чтобы понять, почему возникают те или иные симптомы, необходимо иметь представление об анатомии и основных механизмах функционирования центральной нервной системы.

Анатомия

Мозговые оболочки

Череп защищает мозг. Внутри черепа располагаются, охватывая мозг, три тонких слоя тканей. Это так называемые мозговые оболочки. Они также выполняют защитную функцию.

Передний мозг

Передний мозг разделен на две половины – правое и левое полушария головного мозга. Полушария контролируют наши движения, мышление, память, эмоции, чувства и речь. Когда нервные окончания выходят из мозга, они перекрещиваются – переходят с одной стороны на другую. Это означает, что нервы, которые отходят от правого полушария, контролируют левую половину тела. Поэтому, если опухоль головного мозга вызывает слабость левой части тела, то локализуется она в правом полушарии. Каждое полушарие делится на 4 области, называемые:

  • Лобная доля;
  • Височная доля;
  • Теменная доля;
  • Затылочная доля.

В лобной доли содержатся участки, которые управляют особенностями личности, мышлением, памятью и поведением. В задней части лобной доли находятся области, контролирующие движения и чувства. Опухоль в этой части мозга также может повлиять на зрение или обоняние пациента.

Височная доля контролирует поведение, память, слух, зрение и эмоции. Также здесь расположена зона эмоциональной памяти, в связи с чем опухоль данной области может вызвать странные чувства, что пациент уже был где-то или сделал что-то раньше (так называемое, дежавю).

Теменная доля отвечает, в основном, за все, что связано с языком. Опухоль здесь может повлиять на речь, чтение, письмо и понимание слов.

В затылочной доле находится зрительный центр мозга. Опухоли этой области могут вызывать проблемы со зрением.

Тенториум

Тенториум – это лоскут ткани, который является частью мозговых оболочек. Он отделяет задний мозг и ствол мозга от остальных его частей. Врачи используют термин «супратенториальные», имея в виду опухоли, расположенные выше тенториума, кроме заднего мозга (мозжечок) или ствола мозга; «инфратенториальные» – расположенные ниже тенториума – в заднем мозге (мозжечке) или в стволе мозга.

Задний мозг (мозжечок)

Задний мозг также называют мозжечком. Он контролирует равновесие и координацию. Так, мозжечковые опухоли могут привести к потере равновесия или трудностях в координации движений. Даже такое простое действие, как ходьба, требует точной координации – вы должны контролировать ваши руки и ноги, и делать правильные движения в нужное время. Как правило, мы даже не думаем об этом – мозжечок делает это за нас.

Ствол мозга

Ствол мозга контролирует функции организма, о которых мы обычно не думаем. Давление крови, глотание, дыхание, сердцебиение – все перечисленное управляется этой областью. 2 основные части ствола мозга называются мост и продолговатый мозг. Ствол мозга также включает в себя небольшую площадь выше моста, называемую средний мозг.

Ствол головного мозга, в том числе, является частью мозга, которая соединяет передний мозг (большие полушария) и мозжечок со спинным мозгом. Все нервные волокна, выходя из мозга, проходят через мост, далее следуя в конечности и туловище.

Читайте также:  "Реставрация передних зубов: ""до"" и ""после"""

Спинной мозг

Спинной мозг состоит из всех нервных волокон, которые проходят вниз от головного мозга. В середине спинного мозга существует пространство, заполненное спинномозговой жидкостью. Вероятность первичного развития опухоли в спинном мозге существует, однако крайне небольшая. Некоторые типы опухолей головного мозга могут переходить на спинной, для предотвращения этого применяется лучевая терапия. Опухоли прорастают в спинной мозг и сдавливают нервы, вызывая множество различных симптомов в зависимости от локализации.

Гипофиз

Эта небольшая железа расположена прямо в центре мозга. Она производит множество гормонов, за счет чего осуществляет регуляцию различных функций организма. Гипофизарные гормоны контролируют:

  • Рост;
  • Скорость большинства процессов (обмен веществ);
  • Продукцию стероидов в организме;
  • Продукцию яйцеклеток и их овуляцию – в женском организме;
  • Выработку спермы – в мужском организме;
  • Продукцию молочными железами их секрета после рождения ребенка.

Желудочки

Желудочки – это пространства внутри мозга, наполненные жидкостью, называемой спинномозговой, сокращенно – ликвором. Желудочки соединяются с пространством в центре спинного мозга и с мембранами, покрывающими мозг (мозговыми оболочками). Так, жидкость может циркулировать вокруг головного мозга, через него, а также вокруг спинного мозга. Жидкость представляет собой, в основном, воду с небольшим количеством белка, сахара (глюкозы), белых кровяных клеток и небольшого количества гормонов. Растущая опухоль может блокировать циркуляцию жидкости. В результате повышается давление внутри черепа из-за нарастающего объема ликвора (гидроцефалия), что вызывает соответствующие симптомы. При некоторых видах опухолей мозга, раковые клетки могут распространяться в спинномозговой жидкости, вызывая симптомы, похожие на менингит – головные боли, слабость, проблемы со зрением и двигательной функцией.

Локализация

Первичные опухоли

Большинство нвообразований у взрослых произрастают из:

  • Переднего мозга;
  • Мозговых оболочек;
  • Нервов, отходящих от мозга либо идущих к нему.

У детей картина несколько иная – 6 из 10 (60%) опухолей располагаются в мозжечке или в стволе мозга, только 4 из 10 (40%) находятся в переднем мозге.

Вторичные опухоли

В большинстве своем, опухоли у взрослых не развиваются из клеток мозга, а представляют собой другие виды рака, которые распространились в ЦНС (метастазы). Это так называемые метастатические опухоли мозга.

Особенности нервной системы у детей

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Головной мозг ребенка

Развитие головного мозга ребенка

У новорождённых относительная величина головного мозга больше, чем у взрослых: его масса составляет около 1/8 массы тела (в среднем 400 г), в то время как у взрослых – 1/40 массы тела.

Крупные извилины и борозды уже хорошо выражены, хотя и имеют меньшую глубину и высоту. Мелких борозд и извилин (третичных) мало, они постепенно формируются в течение первых лет жизни. Клетки серого вещества, проводящие системы (пирамидный путь и др.) полностью не сформированы, дендриты короткие, малоразветвлённые. По мере развития борозд и извилин (увеличивается их количество, изменяется форма и топография) происходит и становление миело и цитоархитектоники разных отделов головного мозга. Особенно интенсивно этот процесс происходит в первые 6 лет жизни. Анатомически мозговые структуры созревают до уровня взрослых лишь к 20 годам.

Считают, что количество нервных клеток больших полушарий после рождения не увеличивается, а идут лишь их дифференцировка и увеличение размеров и объёма. Созревание клеток продолговатого мозга заканчивается в основном к 7 годам. Позднее всего, в период полового созревания, заканчивается дифференцировка клеточных элементов серого вещества гипоталамической области.

Подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы, формируются уже к рождению. Однако движения новорождённого хаотичны, не целенаправленны, имеют атетозоподобный характер, преобладает тонус мышц сгибателей. Этот уровень организации движений называют пирамидностриарным. Мозжечок и неостриатум ещё недостаточно развиты. Координация движений начинает постепенно развиваться уже после рождения. Вначале это касается глазных мышц, что проявляется у ребёнка на 2-3й неделе жизни фиксацией взора на ярком предмете. Затем ребёнок начинает следить за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начальной координации движений шейных мышц.

Твёрдая мозговая оболочка у новорождённых относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на значительном протяжении. Мягкая, богатая сосудами и клетками, и паутинная оболочки мозга очень тонкие. Субарахноидальное пространство, образованное этими листками, имеет незначительный объём.

Спинной мозг ребенка

Особенности спинного мозга у детей

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения. К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих “конский хвост”. Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого – у верхнего края L”. Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Миелинизация нервных волокон

Процесс миелинизации нервных волокон

Важный показатель созревания нервных структур – миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше. Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4-м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем – чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно. Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва. Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно – к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Развитие условно-рефлекторной деятельности у детей

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого – состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно. На 23-й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель – на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Исследование нервной системы у детей

Методика исследования нервной системы у детей

При оценке развития и состояния нервной системы учитывают жалобы, результаты расспроса матери, а в старшем возрасте – и ребёнка. Обращают внимание также на крик, двигательную активность, мышечный тонус, безусловные рефлексы, патологические неврологические знаки, психомоторное развитие.

Медицинский осмотр ребенка

При осмотре новорождённого обращают внимание на стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития), окружность и форму головы, состояние черепных швов и родничков, наличие кефалогематом, родовой опухоли, кровоизлияний в склеры глаз. У более старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение лица, мимику, жесты и т.д.

Крик новорождённого ребенка

Начало осмотра нередко сопровождается громким криком. Длительность крика здорового ребёнка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые воздействия, мокрые пелёнки и др.). Вскоре после устранения дискомфорта крик прекращается.

Нервная система и нервнопсихическое развитие

Нервная система у детей участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы и их постоянство [температуру тела, биохимические реакции, артериальное давление (АД), питание тканей, обеспечение их кислородом и т.д.], т.е. гомеостаз.

Ссылка на основную публикацию